ЭССЕ. Трансакционный анализ: к вопросу о модерировании школьного форума.

К оглавлению
Вверх

МОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

Центр изучения образовательной политики

Программа «Коммуникация, образование, технологии»

Код курса CET02

Эссе по курсу: «Межличностные коммуникации в образовании»

Тема: «Трансакционный анализ: к вопросу о модерирование школьного форума»

Слушатель: Яловицын Г. В.

Преподаватель: Поливанова К. Н.

Москва, 2005/2007 учебный год


Оглавление

Введение

Глава I.  Особенности школьного форума

Глава II. Трансакционный анализ

II.1. Структура личности

II.2. Трансакции

Глава III.  Особенности трансакций в форуме

Глава IV.  Стратегия модерирования

IV.1. Пикировка и флейм

IV.2. Обвинения

Заключение

Литература


Введение

Сейчас уже даже для скептиков становится очевидным, что технологии сети Интернет превращаются из экзотического в одно из основных средств межличностных коммуникаций. Проникают эти технологии и в процессы принятия решений, в частности в школьных сообществах.

В работе [13] автором была показана возможность использования форума, как легитимного органа школьного самоуправления. Отметим некоторые итоги данной работы, как существенные для нас в дальнейшем.

  • Было констатировано, что следует различать виртуальные (сетевые) сообщества, созданные в сети и посредством сети на основе некоторых общих интересов, и виртуальные сообщества, являющиеся проекцией некоего существующего реального сообщества, например учащихся образовательного учреждения или всех участников образовательного процесса в конкретной школе. Было отмечено, что во втором случае сообщество является более стабильным, и в нём стихийно формируется достаточно высокая культура общения.
  • Существующее законодательство позволяет нормативно закрепить школьный форум, как постоянно действующий решающий орган школьного самоуправления, который может заменить различные собрания и заседания традиционных совещательных и решающих органов.

Как продолжение этой темы, в данном эссе будут рассмотрены вопросы эффективной коммуникации, связанные с осуществлением средствами интернет-форума демократической процедуры принятия решений.

Работа предназначена для модераторов школьных форумов и тех, кто разрабатывает положения и другую нормативную документацию для школьного форума, как института школьного самоуправления.

Здесь мы попытаемся смоделировать работу школьного форума и на основе модели дать рекомендации, как необходимо вести и направлять сетевое общение для эффективной выработки и принятия решений этим органом. То есть нам придётся коснуться нескольких важных аспектов: модерирование форума, функционирование сетевого сообщества, работа группы и управление ей.

Автор вынужден констатировать, что полезных работ, охватывающих эти темы в комплексе, на которые можно опереться, как на базовые, ему найти не удалось.

Существует большое количество книг и статей, посвящённых малым группам и их взаимодействию, поэтому наиболее эффективным способом изучения этой темы является учебник, например [7].

Однако вопросы взаимодействия малых групп в Интернет в классических трудах не рассмотрены. Анализ наиболее популярных сайтов, содержащих тексты статей по психологии Интернета [1], также даёт представление о том, что этот аспект в Интернете обойдён вниманием специалистов. Большинство статей и книг на эту тему относится ко второй половине 1990-х гг.

Основная масса публикаций, например [9], [10], [11], обсуждают проблемы связанные с изменением поведения и различными психическими дисфункциями пользователей Сети. То есть Сеть рассматривается либо как источник патологического воздействия на психику, либо как среда, где человек может реализовать некоторое поведение, которое в реальной жизни для него по разным причинам невозможно. Приведённые в этих работах ссылки, в том числе и на зарубежных авторов, судя по названиям, написаны в том же ключе.

Наиболее «свежие» статьи о сетевых сообществах и проблемах их функционирования, например [8], не выходят за рамки, обсуждаемые в фундаментальной работе М. Кастельса [5].

Что касается вопросов модерирования форумов, то наиболее близкой по тематике оказалась книга [3]. Близость заключается в том, что в ней рассматриваются эффективные стратегии модерирования форумов, но, к сожалению, только для целей on-line обучения.

В данной ситуации автору пришлось самостоятельно принимать решение о способах построения моделей и их анализа. В качестве основополагающей выбрана модель личности, и методы трансакционного анализа. Этот метод описан в популярной книге Э. Берна [2], а работа [1] является фундаментальным трудом в этой области, обобщающим исследования за более чем три десятилетия.

В первой главе будут вкратце озвучены итоги, прозвучавшие в работе [13], необходимые для дальнейшего понимания ситуации, описываемой автором.

Во второй главе популярно излагаются необходимые для дальнейшего понимания основы трансакционного анализа.

Третья глава посвящена существенным особенностям трансакций в интернет-форумах, которые значительно отличают его от обычного общения в группах, что требует особого подхода к исследованию возможностей модерирования этого общения.

Наконец, в последней, четвёртой главе рассматриваются типичные случаи, требующие анализа и вмешательства модератора. Имена эта глава содержит несколько рекомендаций для модераторов школьных форумов, то есть является практическим результатом данной работы.


Глава I. Особенности школьного форума.

Как уже было написано во введении, школьный форум может использоваться в качестве органа принятия решений. Следует остановиться подробнее на механизме того, как это будет происходить.

Всех членов школьного сообщества объединяет право на участие в управлении школой и право на получение информации. И, хотя, в конечном счете, решения принимает и несёт за него ответственность перед учредителем директор школы, вполне очевидно, что условия выработки решения, степень его открытости, могут серьёзным образом повлиять на позицию директора. Даже самый авторитарный руководитель остережётся открыто выступать против консолидированного мнения учащихся, учителей и особенно родителей.

В итоге, работа форума должна сводиться к тому, чтоб как можно более полно представить это консолидированное мнение, предоставив механизм для его выработки.

В чём преимущества форума, перед традиционными формами выработки и принятия решений? Очевидны следующие моменты.

  • Отсутствие привязки ко времени и месту проведения дискуссии (собрания). Каждый желающий (имеющий право) принять участие сможет это сделать в удобное для него время.
  • Публичность обсуждения. То есть, если обсуждаемая тема не является конфиденциальной, все желающие, даже не имеющие совещательного голоса, смогут в любой момент увидеть происходящую дискуссию, узнать мнение того или иного её участника.
  • Возможность анонимного общения для постановки и обсуждения «щекотливых» вопросов.
  • Автоматическое протоколирование. То есть понятие «протокол» исчезает как таковое.
  • Удобная система электронного голосования.

Менее очевидны другие преимущества форума.

  • Практически не ограничено количество участников при открытом обсуждении.
  • Имеется возможность выявления пассивных членов самоуправления, имеющих решающий голос, для их ротации.
  • Отсутствует возможность отказаться от своих слов, что придаёт каждому слову больший вес, а его автору – ответственность.
  • Возможность каждого участника дискуссии подумать над аргументами (своими и оппонента), привлечь необходимый справочный материал, проконсультироваться со специалистами.

Безусловно, для функционирования форума в подобном режиме должны быть решены некоторые технические проблемы, связанные с безопасностью информации, организованы группы с различными правами доступа к различным разделам, нормативно и технически обеспечены анонимность пользователей при обсуждении, достоверность результатов голосований и т. д. Всё это – относится к техническим и юридическим проблемам, которые имеют свои решения. В данной работе они не будут обсуждаться, и при моделировании ситуации мы будем считать, что все они решены.


Глава II. Трансакционный анализ.

Для дальнейшего изложения нам необходимо упомянуть основные понятия, используемые в трансакционном анализе.

  II.1. Структура личности

Состояния психики феноменологически [2] разбиваются на три: родитель, взрослый и ребенок. Им соответствуют так называемые психические органы: экстеропсихика, неопсихика, археопсихика.

В каждый момент времени личность (Я подлинное) находится по управлением (investment) одного из этих состояний, которое и осуществляет исполнительную власть. Переход из одного состояния в другое возникает в момент, когда текущее состояние «ослабляет контроль» над ситуацией. Происходит сползание (climbing) из состояния взрослого в ребенка или родителя или обратный переход, возвращающий контроль взрослому.

Каждое состояние как бы отделяется от остального психического содержания, включая другие состояния Я. При этом, во-первых, каждое состояние способно адаптировать свое ответное поведение к ситуации, в которой оказывается индивид, во-вторых, эти состояния формируются и эволюционируют постоянно, начиная с детского возраста. [3]

Сущность «родитель» отождествляется с безусловными поведенческими установками: «совесть», «мораль», «обычай», «догма» – вот те слова, которые наиболее точно характеризуют это состояние. Рефлексия в этом состоянии отсутствует. «Родитель» проявляется в виде серии привычек и схем суждений, которые по сути – нерациональны, но кажутся рассудительными. Очень часто они соответствуют культурной среде индивида, поэтому все считают эти схемы и суждения рациональными, не вдаваясь в их суть.

«Взрослый» – то состояние, которое наиболее адекватно воспринимает окружающую реальность. Его действия опираются на приобретенный человеком опыт и характеризуются совокупностью чувств, привычек и моделей поведения, свойственных собственно взрослому человеку.

«Ребенок» имеет все черты, характерные для ребенка: импульсивность, фантазии, неадекватные действительности желания и пр., то есть, совокупность чувств, привычек, моделей поведения, которые являются следами детства человека.

На схеме (Рисунок 1) представлена целостная структура личности человека: слева – общий вид, а справа – упрощённая диаграмма.

Рисунок 2

Реакция на один и тот же факт у одной и той же личности в разных состояниях – различная. На сообщение в прессе о ловком мошенничестве, «родитель» склонен морализировать, «взрослого» интересуют детали «операции», а «ребенок» наивно восклицает: «А это интересная идея!»

При детальном анализе личности выявляется, что в «Родителе» присутствует так называемые материнская (забота) и отцовская (контроль) составляющие. Детское же состояние состоит из всех трёх сущностей, которые присутствовали при формировании «Ребёнка» (Рисунок 2).

II.2. Трансакции

При общении двух индивидов, происходит взаимодействие описанных состояний личности, которые и принято называть трансакциями. От направления трансакций зависит характер общения.

Рисунок 3

Например, на схеме (Рисунок 3) изображён типичный пасстайм (времяпрепровождение): разговор во дворе на скамейке на тему «Ох, и молодёжь пошла!» или разговор мужчин об автомобилях.

Возможны три основных вида трансакций. Между «Родителями» (РР-РР), между «Взрослыми» (ВВ-ВВ) и между «Детьми» (РеРе-РеРе). Такие виды трансакций называют основными.

Рисунок 4

В отличие от предыдущих случаев, общение может происходить и между различными состояниями. Рисунок 4 демонстрирует типичный разговор супругов (РРе-РеР): «Дорогая, хочешь апельсин?» - «Нет, я бы съела персик…».

Такого рода трансакции называются дополнительными. Общение в данном случае может продолжаться сколь угодно долго, пока «линии общения» – параллельны.

Рисунок 5

Другой вид трансакций называют пересекающимся, когда стимул и реакция не параллельны. Пример такой трансакции изображен на диаграмме (Рисунок 5). Эта трансакция (ВВ‑РРе) может быть проиллюстрирована следующим примером: «В каком банке лучше взять кредит?» - «Тебе следует быть более экономным, тогда кредиты не понядобятся!»

После перекрёстной трансакции общение обычно прерывается, либо переходит в параллельную трансакцию.

Рисунок 6

Наиболее значимых перекрёстных трансакций всего 4:

  • ВВ—РеР — реакция переноса;
  • ВВ—РРе — реакция контрпереноса;
  • РеР—ВВ — «раздражительная реакция», когда человек ищет сочувствия, а получает в ответ голые факты,
  • РРе—ВВ — «наглость», когда вместо ожидаемого послушания человек встречает «нахальную уверенность в себе», оперирующую фактами.

Наряду с перечисленными трансакциями, являющимися одноуровневыми, существуют многоуровневые, когда стимул формально направлен в одном направлении (на вербальном уровне), но на психологическом, он совсем другой.

Рисунок 7

Первый тип таких транзакций – угловые. На диаграмме (Рисунок 6) изображена типичная «провоцирующая» трансакция (ВВ+ВРе)-РеВ, когда формально стимул направлен к взрослому, но на психологическом уровне – к ребёнку (наступает на «больную мозоль»), провоцируя переход «управления» личностью к нему, и его спонтанную реакцию.

Второй тип многоуровневых транзакций – двойные: на социальном и психологическом уровнях общение происходит в виде основных транзакций. Рисунок 7 демонстрирует трансакцию вида (ВВ+РеРе)-(ВВ-РеРе) Примером такой трансакции может служить спор на производственную тему между людьми, испытывающими друг к другу стойкую неприязнь.


Глава III. Особенности трансакций в форуме.

Является ли форум малой группой в том понимании, которое вкладывают в это словосочетание социологи? Ответ на вопрос, на первый взгляд очевиден: конечно, это группа. Более того, это даже не виртуальная группа, поскольку данное сетевое сообщество является «интернет-проекцией» реального школьного сообщества.

Однако обратим внимание на немаловажный факт. Очно общаясь между собой, члены школьного сообщества реально (физически) находятся в группе, то есть видят и слышат своих собеседников, их реакцию и групповую, и каждого в отдельности. Общение в форуме имеет совершенно иную специфику. Речь, прежде всего, идёт об адресации сообщения.

Для исследования этого аспекта автором были использованы три форума, которые на наш взгляд являются типичными представителями своих классов:

В каждом из форумов были произвольно выбраны по 3 темы, содержащие от 50 до 100 сообщений.

Как показал анализ этих сообщений, в форуме практически отсутствуют реплики, направленные конкретной группе респондентов. Сообщения либо имеют персонального адресата, либо предназначены для всех. Причём, автор реплики персонифицирует это понятие «все» в некий собирательный образ собеседника, наделяя его психическими свойствами и разумом. Эта реплика иллюстрирует такое явление, как «мысли вслух». То есть говорящему не нужен собеседник (слушатель), а тем более оппонент. Фактически он адресует эту реплику себе, осуществляя то, что называют самовыражением.

Таким образом, можно сказать, что в обоих случаях группа не является субъектом в процессе общения в форуме. Общение происходит между двумя индивидами и подчинено законам, свойственным именно такому типу общения. Таким образом, общение в форуме возможно рассмотреть с точки зрения трансакционного анализа.

Необходимо особо отметить, что реплики, адресованные «всем», занимают в форумах по нашим оценкам более 80%. Из рассмотренных исключением является лишь одна тема в форуме «Всероссийский интернет-педсовет», где активные участники форума используют его в качестве личной переписки и обращаются друг к другу не по сетевым «никам», а по имени и отчеству. Но это – скорее исключение, подчёркивающее общее правило.

То есть указанный выше тип общения является в форумах доминирующим, и именно его мы и попытаемся исследовать.

Если реплика никому не адресована, всегда может найтись желающий её прокомментировать. При этом комментарий так же не всегда адресован тому, высказывание кого комментируют. То есть и ответы на реплики могут не иметь своего адресата, а быть «самовыражением» их автора.

Можно констатировать, что транзакция в форуме имеет очень часто следующий вид:

  • Автор «бросает реплику», не адресуя её. Транзакция может не начаться, поскольку она и не подразумевается.
  • Возникает (именно возникает, так как автор первой реплики не предполагал ответа) респондент, комментирующий реплику. И это сообщение, так же, скорее всего не адресовано персонально. Более того, переходить «на личности», особенно выражая несогласие с предыдущей репликой, считается на форуме неэтичным поведением.

Рисунок 8

С точки зрения классического трансакционного анализа, такое общение нельзя назвать трансакцией в полном смысле. Скорее, оно превращается в цепочку стимулов (Рисунок 8), объединяющую несколько участников форума. Цепочка может иметь древовидную (ветвящуюся) структуру, поскольку одна реплика может породить несколько ответов.

Тем не менее, каждая реплика генерируется в одном из трёх состояний и направлена так же на одно из них.

Если в результате такого обмена репликами возникает полемика, то есть сталкиваются различные точки зрения, то виртуальная беседа, в отличие от реальной, не заканчивается, как правило, итоговым заявлением сторон о некотором результате, к которому они пришли. Если в очном общении оба респондента, в конце концов, констатируют итог беседы, то в форуме спор часто заканчивается тем, что одна из сторон прекращает общение. Особенно это заметно, когда в процессе дискуссии не происходит сближения позиций.

Анализ сообщений в форуме показывает, что такое развитие дискуссии возникает при транзакциях, в которых участвуют «ребёнок» или «родитель». При этом если возникают сообщения типа ВВ, то в отличие от реальной ситуации, когда возникает перекрёстная транзакция и общение прекращается, в виртуальной беседе это сообщение просто игнорируется участниками форума.

Это тот существенный момент, который отличает простое общение в малой группе от общения в форуме.


Глава IV. Стратегия модерирования

Учёт особенностей общения в форуме, обозначенных в предыдущей главе, обычно не имеет никакой практической значимости до тех пор, пока не появляется третья сторона, которая заинтересована в итогах обсуждения. Рассматривая школьный форум, мы не должны забывать, что в нашем случае его цель – принятие решений. Таким образом, все выводы, сделанные для себя участниками обсуждения, в идеале должны иметь констатацию, с одной стороны, а с другой стороны полемика не должна превращаться во флейм [4].

Заинтересованным лицом на школьном форуме является его модератор, в отличие от традиционного форума, где он играет только роли надсмотрщика и судьи.

В данном случае задача модератора сводится к двум пунктам: во-первых, регулярно фиксировать мнения дискутирующих сторон, во-вторых, постоянно отслеживать предмет дискуссии и возвращать полемику к нему, либо прекращать дискуссию, как беспредметную.

В терминах трансакционного анализа это всё означает, что реплики (стимулы) должны быть в идеале направлены от «взрослого» к «взрослому», поскольку только «взрослый» способен мыслить рационально. Модератору следует уметь выяснять эту ситуацию и отличать её от всех остальных.

В ходе нашего анализа указанных выше форумов, были выявлены несколько типичных видов транзакций с точки зрения методов их распознавания и поддержания (или прекращения).

IV.1. Пикировка и флейм.

Пикировка – это типичный разговор «детей», когда важен не результат дискуссии, а сам его факт. В случае пикировки происходит прямая трансакция РеРе-РеРе. Она со всей очевидностью эмоционально окрашена и с лёгкостью выявляется. Для её прекращения достаточно «прикрикнуть» на «детей» с позиции «взрослого» (ВВ), но ни в коем случае не «родителя» (РРе),

В случае флейма трансакции превращаются в так называемую «игру», когда участник берёт на себя некие «обязательства» (ангажемент). При этом в общении возникают параллельные транзакции. Цель подобного поведения у всех его участников одна – получение преимуществ [5].

Порой на социальном (вербальном) уровне обсуждаемый вопрос и сама полемика носят конструктивный характер. У любителей флейма есть даже такое соревнование: зарегистрироваться в каком-либо серьёзном, жестко модерируемом, как правило специализированном научном форуме и оставить в одной из тем как можно больше сообщений до первого предупреждения за оффтопик или флуд [6].

Характерным признаком флейма является то, что сближения позиций участников дискуссии не происходит. Конечно, это может быть ещё и следствием реального взаимного непонимания, когда аргументы одной стороны непонятны другой. В этой ситуации роль модератора сводится к выяснению этого момента. Ему необходимо зафиксировать позиции обеих сторон одним и тем же понятным этим сторонам языком.

Типичный приём в этом случае таков: модератор адресует каждой из сторон сообщение. «Правильно ли я понял, что...» Далее излагается позиция стороны. После такого рода констатации позиция каждой из сторон становится для другой достаточно очевидной. Далее либо должно произойти некоторое сближение, либо демонстративное размежевание, либо дискуссия продолжится по старым правилам. Конструктивным является лишь первый случай. Во втором дискуссия прекращается сама собой, а в третьем её следует жёстко прекратить, используя права модератора.

IV.2. Обвинения.

Участники форума могут предъявлять другим участникам обвинения. В ходе исследования выявлено несколько основных видов обвинения.

Первый из них – предъявление претензий. Это конструктивная позиция «взрослого», которого что-то не устраивает и он излагает это, приводя аргументацию либо модератору, либо непосредственно тому, против кого направлены обвинения. В этом случае форма изложения такова, что не подразумевает «параллельных» или «угловых» стимулов. Характерным является в этом случае отсутствие моральной оценки действия и отсутствие эмоциональной составляющей.

Моральная оценка характеризует «родителя». Этот тип обвинений назовём «осуждение». Эмоциональная окраска свидетельствует, что автором сообщения был «ребёнок». Его обвинение звучит, как правило, в форме жалобы модератору (РеР), либо нападения на обвиняемого (РеРе). Возможно так же смешивание этих двух позиций. В этом случае налицо классическая ситуация психоанализа, когда сильный «родитель» подавляет бунтующего или развращённого «ребёнка», обвиняя в его «тайных устремлениях» объект нападения.

Ещё одним немаловажным атрибутом конструктивной претензии является её адресация конкретному лицу. Если обвинительное сообщение не адресовано конкретно, то это – типичная игра, то есть провокация параллельной транзакции (ВВ+РеРе)-(ВВ-Ре...). На месте многоточия может находиться как «ребёнок», так и «родитель», и даже «взрослый».


Заключение

На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  • Общение в форуме существенно отличается от общения внутри невиртуальной группы. Фактически, не смотря на значительное количество участников форума, общение происходит либо между отдельными парами участников, либо образует своеобразную «трансакционную цепь» [7], которая не характерна для других средств общения, в том числе и в Интернет.
  • Трансакционный анализ может являться эффективным инструментом для исследования закономерностей общения в форуме.
  • Функционал и задачи модератора школьного форума значительно отличаются от традиционных для его коллег в Интернет. В связи с этим, необходима специальная практическая подготовка таких модератором, которую можно осуществлять, в частности, с применением элементов трансакционного анализа.

Приведённые в последней главе практические рекомендации не представляют собой исчерпывающий список. На их примере, скорее, продемонстрирован принципиальный подход к научному построению методов модерирования, с одной стороны, и к практическому применению научного аппарата психологии, в другой.

В данной работе была сделана попытка применения трансакционного анализа к исследованию конкретной проблемы: как облегчить и сделать более эффективным труд модератора школьного форума. Автору очевидно, что им выявлены не все точки приложения этого аппарата. К примеру, совершенно не рассмотрены применительно к форумам различные игры и сценарии. Это может быть темой для дальнейших исследований.

Очевидно, что выводы данной работы некорректно было бы пока распространять на вообще все форумы, так как те, что были использованы автором для исследования, обладают определённой спецификой. Однако, по мнению автора, ему удалось выявить некоторые общезначимые закономерности, которые так же могут быть предметом дальнейших исследований.


Литература

[1]  Claude Steiner (1990) Scripts People Live: Transactional Analysis of Life Scripts. Grove Press.

[2]  Eric Berne (1978) Games People Play (The psychology of human relationships). Ballantine Books

[3]  George Collison, Facilitating Online Learning: Effective Strategies for Moderators, Atwood Pub

[4]  Learning Cities Network. Learning Communities. Department for Education and Employment: London. 1998.

[5]  Manuel Castells (2001) Internet Galaxy, Oxford University Press, New York.

[6]  Papert S., Mindstorms: Children, Computers and Powerful Ideas

[7]  S.L.Tubbs (1997) System approach to a small group interaction, USA: McGraw-Hill

[8]  Shirky C. (2002) Communities, Audiences, and Scale. <http://www.shirky.com/writings/community_scale.html>

[9]  Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью. <http://www.eboogle.ru>

[10]  Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. <http://flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml>

[11]  Минаков А. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности. <http://flogiston.ru/articles/netpsy/minakov>

[12]  Фрейд З. Введение в психоанализ. // Психоаналитические этюды. Минск: ООО «Попурри», 1997.

[13]  Яловицын Г. В. Школьный форум: к вопросу о соотношении авторитаризма и демократии в управлении современной школой / Эссе по курсу: «Коммуникации, технология и образование» ЦИОП МВШСЭН.

[вверх]

Сноски

[2]  В отличие от таких понятий, как «сверх Я», «бессознательное», «архетип», которые вводятся искусственно для описания неких свойств человеческой психики и проявляются опосредованно, в структурном анализе речь идет о реальном наступлении этих состояний, возможности их фиксировать и искусственно вызывать.

[3]  Уже в детском возрасте формируются прототипы состояния ребенка и родителя. Их фиксация происходит, как правило, в связи с психическими травмами.

[4]  flame wars — «религиозные войны», бессмысленные дискуссии, в которых участники пытаются доказать друг другу преимущество одной из нескольких более или менее равноценных альтернатив (компьютерных программ, технологий, актёров, музыкальных групп и т. п.). См. http://ru.wikipedia.org.

[5]  О преимуществах и их видах подробно см. в [12].

[6]   Оффтопик –  уход от темы обсуждения, флуд – разговор на форуме «ни о чём».

[7]  Автор рискнул ввести этот термин, как новое понятие, понимая при этом, что для его научного обоснования проведённых исследований недостаточно. Этот феномен может явиться темой для дальнейших исследований.

Hosted by uCoz